Храм-часовня Св. вмч. Никиты, близ д. Горенки

Храм-часовня Св. вмч. Никиты, близ д. Горенки
Храм-часовня Св. вмч. Никиты, близ д. Горенки

«А у нас тут монастырек стоял и часовня Никиты-мученика.
И медный колокол был — голос имел, что другого такого во всей земле не сыскать. Старики сказывали, петь и плакать по-человечьи мог… … Ночью сняли его, колокол-от, и спустили в бочаг — отсюда близко. Лег он на дно, загруз там, затаился… И сказывали старики: ежель стать на бережку чистому человеку и все худое позабыть, то звон заслышится кудесный и вещий. И все тайны откроются, и все беды отступятся».

(из романа Д. Голубкова «Недуг бытия. Хроника дней Евгения Баратынского»).

Приходилось ли Вам бывать в лесном скиту?

От путевого креста с указателем к храму-часовне святого великомученика Никиты через сочно-зеленое засеянное овсом поле вы доходите до заботливо устроенного деревянного мостика с перильцами. Внизу лениво протекает речка Сумерь, теперь уже превратившаяся скорее в небольшой ручеек-болотце. Справа и слева по кромке берега можно видеть ошкуренные пеньки и кучи щепок, через реку лежат поваленные сосны и березы. Это хозяйственные бобры устроили здесь свои плотины, а в берегах – хатки.

Когда-то река Сумерь была глубока и полноводна. Воды ее и принесли сюда икону святого Никиты Великомученика. Так был основан Никитский скит, где подвизались монахи, совершая свой путь спасения.

Во времена литовско-польской интервенции, несмотря на уединенность, скит подвергся разграблению. Монашеская братия, предвидя предстоящее разорение монастыря, успела спрятать все ценности, завернув их в войлок и укрыв в земле.

Большой колокол, по преданию, сбросили в бочаг реки Сумерь. Подобные естественные бочаги возникают в низовьях малых рек, образуя глубокие, заполненные водой углубления, в которых отсутствует течение. Такие бочаги сохраняются даже во время засухи, когда водотоки пересыхают.

Этот Бочаг до сих пор носит название Колокольного. По рассказам сторожил, в этом месте никогда не купались, так как относились к нему очень благоговейно.

От речки идет нахоженная тропа. Именно она и приведет вас к храму-часовне. Как-то совсем незаметно она ведет чуть выше и выше, а слева через редеющий лес видна пойма некогда широкой Сумери.

Первозданная тишина окружает, окутывает, заставляет остановиться… Вот изумрудно-зототистаяя стрекоза замерла-уснула в полете, нежно-белые цветы лесной ягоды земляники окружили мшистую вековую сосну. А под ней огромный муравейник. Как раз мне по пояс. Трудятся Божьи создания. Тоже созидают.

А в сердце одно желанье : «Вот хорошо бы остаться здесь». Такое только в детстве бывает…

Храм открывается неожиданно. На залитой солнцем поляне меж вековых корабельных сосен и елей на заметном возвышении стоит Храм, будто сошедший со страниц древнерусских летописей.

Запах ладана, протопленной печи и свежеструганной сосновой доски наполняют небольшое пространство Дома Господня.

Солнечные лучи без труда пробиваются через небольшие прямоугольные окна храма и падают на иконостас.

«Святой Великомученик Никита, моли Бога о нас», — разносится молитвенное пение.

И кажется, что время остановилось именно здесь…

Кто бы мог подумать в далеком уже от нас 1998 году, что здесь в глухом уединенном месте Пушкинского района Московской области, где до ближайшей деревни Горенки километров пять, будет стоять православный храм и вновь возноситься молитва Богу.

… А с чего все начиналось тогда, тринадцать лет назад? В 1998 году, начав свое служение в приходе Страстной иконы Божией Матери дер . Артемово, настоятель, тогда еще иеромонах, Феофан (Замесов) и окормляемая им православная община не могли остаться в стороне от вопроса существования святых мест в близлежащих окрестностях. Молодой священник проникся идеей найти и восстановить древние святыни.

С помощью Божьей силами неравнодушных людей была проведена огромная работа: подняты архивные и дневниковые записи, собраны воспоминания местных жителей.

Оказалось, что близ нынешней деревни Горенки, действительно, существовал мужской монастырь, который и был утрачен.

По традиции, существовавшей на Руси, на месте алтарей храмов часто воздвигались часовни. Так же и здесь еще в XVIII веке была воздвигнута часовня, посвященная святому Великомученику Никите. В воскресные и праздничные дни здесь совершались богослужения, сюда приходили помолиться люди из близлежащих селений.

В 1900 году часовня была перестроена крестьянином О. В. Виноградовым. Затем, в 1903 году, она была благоукрашена семьей Тютчевых, о чем неоднократно упоминалось в их дневниковых записях. Это место так и называлось – Никитина пустынь.

И.Ф.Тютчев у часовни Никиты Великомученика, где когда-то находился скит Великомученика Никиты (1912 г.).

 

Исторические материалы о церквах и селах ХVI-XVII в, выпуск 5
Радонежская десятина (Московского уезда)В. и Г. Холмогоровы
ИзданоИмператорским обществом Истории и Древностей
Российских при Московском Университете
Москва1887 г.стр.187

Церковь Никиты Великомученика близ речки Сумерь, промеж дорог Тешиловской и Даниловской

Никиты Великомученика церковная земля в начале XVII ст. Московского уезда стане Радоница и в Белях. По дозорным книгам 188 (1680) г, Никитская церковная земля от Москвы 45 верст от села Тешилова 3 версты, промеж дорог Тешиловской и Даниловс­кой близ речки Сумерь, церковных сенных покосов 20 коней, лесу десятин с 9; эта земля смежна с пустошами Ярмолинского — князя Шаховского, Исаковского — его же князя Шаховского, Черницыного- Семена Полтева и Бородиной) — дьячка Петра Кудрявцева; церковною землею владели из оборота разные лица, платившие оброк в Патриаршую казну за 1638 г. 3 алтына 3 деньги, за 1680 г. — 5 алтын, за 1736 г. — 28 алтын 4 деньги ( Патриарший приказ, кн. 104, л. 8-9; приходная книга 395, Дворцовый Приказ, кн. 6 )

И вот однажды на одной из треб в д. Данилово иеромонах Феофан разговорился с рабой Божией Любовью. Как говорится – слово за слово, и при душевном общении выяснилось, что на землях Пушкинского района существовал монастырь – скит великомученика Никиты (об этом свидетельствовали, в частности, рукописи предка рабы Божией Любови краеведа Ф.Федорова), а территориально он находился в треугольнике ныне существующих деревень Артемово, Папертники и Горенки. И это являлось уже весомым фактом в пользу воссоздания в этих местах святой обители. Настоятель артемовского храма, с присущей ему скрупулезностью и энергией, стал собирать архивные материалы и свидетельства местных жителей об этой обители.

Выписка из археологического исследования (архив Ин-та археологии РАН Инв № 11763. Л.22-25; №13174. Л.13-44.)
Селище на месте часовни Никиты Мученика, ХIV-ХVII в. 0,9 км к ССВ от деревни, 70 м к В от дороги в д. Горенки, около 100м к ЮВ от пруда, правый берег р.Сумерь, левого при­тока р.Талица (правый приток р.Воря, левого притока реки Клязьма), 0,9 км от русла, на водоразделе двух безымянных ручьев, на лесной поляне и к СЗ от нее, в лесу.Размеры селища 50×70 м, высота над ручьем 2-3 м. В цент­ре поляны до 1950-х гг. находилась часовня Никиты Мученика. Исследовано (С.З.Чернов) 100 кв.м. Культурный слой 0,2-0,4 м. Обнаружена керамика гончарная позднесредневековая, в том числе сероглиняная, красно глиняная, бело глиняная и чернолощенная, железный граненый наконечник стрелы, ромбический в сече­нии, с перехватом — ХIV в., деталь пружинного замка — ХIV-ХV вв., железное ушко от деревянного ведра, обломки оселков, гли­няных игрушек, грузило из обломка глиняного сосуда, металлическая фигурная накладка от книжного переплета, обломок над­гробной белокаменной плиты с орнаментом из треугольников -«волчий зуб» — ХVI в. Исследованы подпольные ямы наземных жилищ ХVI в. Рядом с жилыми сооружениями в ХVI в., вероятно, уже существовала церковь.

Последние упоминания о ските великомученика Никиты приходятся на период Смутного времени. Читая архивные данные, батюшка, как наяву, представлял события тех времен: как жили и как спасались монахи здесь; как, предвидя наступления врагов Земли Русской, спрятали они большой колокол в одном из бочагов речки Сумерь; как они зарыли все ценное, что было в монастыре, в близлежащем холме; как глумились поляки над нашими святынями и народом; как иноверцы бросали в воды речки Сумерь святые православные иконы. Еще долго лежали в траве остатки купола и крест, и, казалось, уйдет в небытие, будет забыто это место, где возносилась к небу монашеская молитва.

Тем временем община прихода становилась на ноги – появились энергичные помощники, подсобное хозяйство, велось строительство; были дарованы святыни – частицы мощей, иконы, в том числе чудотворная – «Умиление Божией Матери». Сентябрь 2001 г. ознаменовался приездом Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, который совершил освящение Престола артемовского храма. Услышав о желании создать здесь православную обитель, Владыко отнесся к этому весьма благосклонно, и деятельность в этом направлении получила свое архипастырское благословение.

Продвигалась работа в краеведческих архивах, искал и молодой настоятель заветное место. По имевшимся сведениям после разорения монастыря на этом месте был построен храм в честь Святого Великомученика Никиты, который, видимо через некоторое время был упразднен, утрачен. Но по традиции, существовавшей на Руси, на месте алтарей утраченных храмов часто воздвигались часовни. Так же и здесь еще в XVIII веке была воздвигнута часовня, посвященная Святому Великомученику Никите. В воскресные и праздничные дни здесь совершались богослужения, сюда приходили помолиться люди из близлежащих селений.

В 1900 году часовня была перестроена крестьянином Виноградовым О.В. Затем, в 1903 году, она была благоукрашена семьей Тютчевых, о чем упоминалось в их дневниковых записях. Вот в частности записи Екатерины Ивановны Пигаревой:

«1896 г. 18 августа … Мы совершали милую прогулку на осле. Поехали на вырубку и там сделали привал…

1898 г. 1 сентября … Мамушка ездила к часовне. Давно я там не была, и с тех пор многое изменилось: лес кругом вырублен, избушка сторожа разрушена» (архив музея-усадьбы «Мураново»). Это место называлось – Никитина пустынь.

В свое время противоречивы были сведения о месте нахождения святыни. Как поведали старожилы, часовня находилась не далеко от лесной дороги, которая соединяла деревни Горенки и Папертники. Археологические раскопки, произведенные в середине 80-х годов XX века, подтвердили это.

Наука наукой, а народные предания еще более разжигают интерес к делам давно минувшим. Бочаг, куда опустили большой монастырский колокол, стал называться Колокольным, и, как поведали старожилы, в нем не разрешалось купаться даже детям, с таким благоговением люди относились к преданиям. Вблизи Никитиной пустыни, говорят даже, находилось место, где погребались умершие младенцы. На поляне, где находилась когда-то святая обитель лежит и поныне огромный трехугольный камень. Одна коренная жительница, беседуя с о. Феофаном, поведала о том, что ее бабушка неоднократно рассказывала о явлении на этом камне святого великомученика Никиты. Когда и при каких обстоятельствах это было – сказать теперь вряд ли кто-либо сможет – все это сохранилось в виде народного предания. Однако однозначно это является свидетельством особого покровительства над этим местом святого великомученика Никиты.

Крестный ход к будущей часовне Никиты великомученика и водосвятный молебен в День памяти этого святого

Записи в архивах – это одно дело, а найти – это другое. Помочь найти святое место взялся, ныне покойный, раб Божий Валерий, который имел дом в д.Горенки. Кстати сказать, что его дом имеет характерные черты, однозначно, указывающие на происхождение; старые бревна были, словно выкрашены, синей краской, окна представляли собой овальную узкую форму, закрытую мутными стеклами; в добавок к этому – непонятные арочки и полукружья – это возможно части часовни, которую разобрали в середине ХХ века, и передали мастеру молочного завода д.Горенки под строительство жилья. Ускорил поиски такой факт – однажды летом, уходя за грибами, Валерий стал отмечать, что в одном и том же месте кто-то роет землю лопатами, выкапывая крупные валуны, складывая их друг на друга. Дорога, ведущая из Горенок в Папертники, практически не использовалась и сильно заросла, но как было сказано старожилами, так оно и оказа

Крест, памятная доска и обломок над­гробной белокаменной плиты, о котором говорится в археологическом исследовании

лось: часовня находилась слева в метрах 20-ти от дороги, и до поворота от перехода через речку Сумерь было метров пятьсот. В тот момент поверхность земли была перерыта, а по сторонам беспорядочно валялись камни. Можно только предполагать какие чувства испытывал тогда иеромонах Феофан.

Где-то через год по посещении митрополитом Ювеналием д.Артемово, в день памяти великомученика Никиты 28 сентября 2002 г. состоялся торжественный Крестный ход к Никитиной пустыни к месту закладки памятного камня и водружения креста. В житиях святых говорится, что по мученической кончине Никиты, шел проливной дождь… Так и в первый Крестный ход шел сильнейший дождь, но он ни сколько не омрачил праздника. Часть дороги, пока не подъехала подвода, наиболее крепкие из мужчин несли тяжелый деревянный крест на своих плечах. При большом количестве богомольцев, не испугавшихся дождя, крест и памятный камень были установлены. Листая архивные документы музея-усадьбы «Мураново», в которых находятся много фотографий, весьма заметно, как местные люди относились к Богу и к своему духовному наследию: Тютчевы благоукрашали храмы и восстанавливали часовни; регулярно совершались Крестные ходы к святым местам, и там совершались Богослужения. В настоящее время стараниями иеромонаха Феофана и прихожанами возрождается духовная традиция прошедших столетий.

Богослужения на месте Никитиной пустыни стали регулярными, заросшая дорога, ведущая сюда, приняла вид тропинки, по которой часто ходят люди.

На открытой поляне под вековыми елями стоит рубленый храм-часовня.