Страстной храм в Артемово

Деревня Артёмово – место удивительное. В мировую литературу оно вошло как «тропа поэтов», вдохновлявшее прогуливавшихся здесь поэтов и писателей, среди которых Гоголь, Аксаков, Баратынский и другие. Для верующих Артёмово – сердце большого прихода, объединяющего двенадцать храмов Пушкинского благочиния. Сегодня предлагаем вашему вниманию беседу с настоятелем храма Страстной иконы Божией Матери в Артёмово, окормляющим этот приход, игуменом Феофаном (Замесовым):
– О. Феофан, расскажите, пожалуйста, об истории храма в Артёмово. Когда он появился, почему освящен именно в честь Страстной иконы Божией Матери?
– Впервые в летописи деревня Артёмово упоминается в 1504 году. Неподалеку от нее располагался Рождественский скит Троице-Сергиевой Лавры, а сама деревня была ее вотчиной. Предание сохранило сведения о том, что несколько столетий назад местные крестьяне, работая на полях, заметили плывущую по водам реки Сумерь икону. Когда они достали ее из воды, то увидели, что это Страстная икона Божией Матери. В память о чудесном обретении образа на берегу реки была поставлена часовня, куда была помещена явленная икона Царицы Небесной. В 1723 году Артёмово было передано помещикам Пальчиковым, которые воздвигли каменную часовню на месте обветшалой деревянной. К сожалению, годы гонений не обошли и эту святыню стороной. В 1933 году великая скорбь постигла жителей деревни, когда они увидели, что по инициативе руководства колхоза «Росхмель» часовня была разобрана на хозяйственные нужды. Место их общей молитвы было поругано и разорено, а икона, появившаяся в деревне чудесным образом, утрачена. После войны на месте нынешнего деревянного храма жила благочестивая семья – это была чета весьма преклонного возраста. Из всех жителей деревни они выделялись горячей верой и особой любовью к Богу. Господь, в ответ на их молитвы о даровании деревне святыни, открыл, что когда-то в Артёмово будет уже не часовня, а храм во имя Страстной иконы Божией Матери. Все это происходило в годы хрущевских гонений, для которых было характерно закрытие большинства храмов, поэтому когда супруги поведали прочим жителям деревни о будущем храме, никто им не поверил. Но невозможное для человека возможно для Бога…

БезымянныйВ начале 1990-х годов раба Божия Раиса (Раиса Ивановна Киселева, в будущем – монахиня Феодосия) возгорелась желанием воздвигнуть в Артёмово церковь и взяла на это благословение одного из духовников Троице-Сергиевой Лавры. На тот момент Благочинный церквей Пушкинского округа протоиерей Иоанн Монаршек (ст.) поддержал это благочестивое намерение. Раиса Ивановна начала собирать деньги на строительство храма по вагонам электричек. Думаю, можно не говорить, сколько сил было на это потрачено. Какого же было удивление местных жителей, когда земельный участок для строительства церкви был выделен именно на том месте, где жила та самая боголюбивая семья. Видимо, Бог избрал то место, где теплилась лампада, где возносилась молитва, и где, как поведала одна раба Божия, незадолго до строительства, ее сын, гуляя по полю, увидел Господа, благословляющего место будущего храма. Удивлению матери, принявшей за выдумку рассказ своего сына, когда через 2 года здесь стали воздвигаться святые стены, не было предела. В строительстве храма участвовали солдаты войсковой части Софринской Бригады ВВ МВД России. Их трудами был достроен деревянный храм и воздвигнут приходской дом. В феврале 1998г. меня назначили настоятелем храма в Артёмово. Еще во время строительства храма постоянно поднимался вопрос, кому его посвятить. Предлагались различные варианты, но окончательное решение помогла принять Сама Богородица. Одна женщина, живущая в Москве и имеющая дачу в Артёмово, однажды нашла на одной из улиц Москвы икону.Она была прислонена к фонарному столбу, а проезжавшие мимо машины обдавали брызгами грязи святой образ. Женщина забрала икону. После удаления грязи стало видно, что это икона Божией Матери. Возник вопрос, куда поместить обретенный образ, и Господь внушил Своей рабе, как ей поступить. Женщина вспомнила, что в деревне, где у нее дача, созидается храм, и там нет еще ни одной иконы. Так случилось, что ее приезд для передачи иконы в Артёмово совпал с собранием верующих, где в очередной раз обсуждалось, кому посвятить строящийся храм. Члены церковной общины были поражены, увидев, что принесенная икона – Страстной образ Царицы Небесной. Получилось, что прежняя Страстная икона Божией Матери была безвозвратно утрачена, и Господь явил новую, ставшую основной святыней нашего храма. От нее совершается множество исцелений, сведения о которых мы записываем. Известны случаи исцеления от рака, Матерь Божия помогала матерям, скорбящим о своих детях, попавших в беду.

БезымянныйСтрастная икона Божией Матери также особенно почитается и в соседней с Артёмово деревне – Мураново. Несмотря на то, что когда-то в Мураново находился храм Казанской Божией Матери, а сейчас стоит Спасский храм, коренные жители скажут, что престольный праздник их деревни именно на Страстную икону Божией Матери в шестое воскресение по Пасхе. Это связано с тем, что во времена одного из моров, обрушившихся на Мураново, местные жители обратились за помощью к Матери Божией – к Ее иконе, некогда явленной в соседней деревне. Всем селом они совершили Крестный ход со Страстной иконой вокруг места своего жительства и беды. Эпидемия в тот же день стала угасать. Тогда жители Мураново испросили у архиерея разрешение установить в шестое воскресение по Пасхе местное празднование в честь Страстной иконы, избавившей их от страшного недуга.

– Расскажите, пожалуйста, о появлении в Артёмово источника и мемориала в честь погибших моряков.
– С освящением источника связана достаточно поучительная история. Дело в том, что недалеко от места, где раньше была часовня в честь Страстной иконы, забил ключ. Дачники не пожелали ставить на этом месте крест. Тогда источник исчез. Обнаружился новый ключ – в другом месте,близ храма. Его освящали в день памяти 40 Севастийских мучеников. На данный момент возле источника построена купальня и часовня.
Безымянный1Также рядом с источником было решено разбить парк. Мы обычно стараемся делать такие патриотические места, чтобы люди задумывались. Не смотря на то, что место это удалено от моря, здесь создали парк славы Военно-Морского Флота. Связано это было с тем, что многие прихожане служили на флоте, у кого-то есть погибшие родственники-моряки. В последнее воскресение июля и другие памятные дни мы совершаем крестные ходы с иконой Божией Матери «Спасение на водах». Однажды на источнике произошло исцеление пятилетнего мальчика от долго мучившей его экземы.

Безымянный2– Насколько мы поняли, храм в Артёмово – основной храм вашего огромного прихода?

– Да, храм Страстной иконы – основной по статусу. Остальные двенадцать храмов приписаны к нему. Формирование прихода происходило постепенно. Интересно, что именно удаленная и глухая деревня Артёмово, где до сих пор нет газа, и зимой заметает дороги, объединила вокруг себя храмы всероссийского значения, такие как Спасский храм в Мураново и другие. Вообще, Артёмово – особое место. Будучи расположено на середине пути из Мураново в Абрамцево, Артёмово помнит многих великих деятелей культуры. Здесь прогуливались Гоголь, Аксаков и другие писатели и поэты. В своих записях они часто именовали деревню «тропой поэтов».Одно время в Артёмово жил поэт Евгений Боратынский. К сожалению, об этом мало упоминают. Меня с самого начала Артёмово привлекло своей уединенностью. С Божией помощью когда-нибудь здесь по-явится мужской монастырь, на что уже получено благословение Митрополита. Как оказалось, монастырская жизнь традиционна для этих мест – до революции неподалеку был Рождественский скит Троице-Сергиевой Лавры, монастырь великомученика Никиты при дер. Горенки, подворья нескольких монастырей. Хочется надеяться, что у нас получится продолжить столь славную традицию.

Безымянный3– Расскажите, пожалуйста, о деятельности общины. Думаю, многие слышали о приусадебном хозяйстве при храме.

– Действительно, постепенно при храме в Артёмово появилось небольшое хозяйство. В нем живут коровы, козы, куры. С самого начала сложилась традиция принимать при храме обездоленных людей. Их трудами созидалось многое. Сюда часто прибывают не только бездомные, но и сбившиеся с пути люди – больные наркозависимостью и алкоголизмом. Мы стараемся дать им кров, обеспечить работой. Живут наши подопечные не только в Артёмово, но и при других храмах прихода – в Данилово, Горенках, Софрино-1. Всего у нас постоянно проживает от 50 до 70 человек. Много раз к нам обращались из Комитета по контролю над наркотиками с предложением регулярно привозить на реабилитацию наркозависимых. Пришлось отказаться, поскольку у нас нет необходимого для таких людей врачебного ухода. Обеспечивать наших подопечных всем необходимым мы можем лишь на пожертвования прихожан. Хотелось бы обратиться к читателям «Православного Пушкино» с просьбой жертвовать нам одежду, постельное белье, предметы первой необходимости. Этого всегда не хватает. Другой традицией, возникшей по благословению Благочинного, являются поездки по соседним деревням, где проживает множество пожилых людей, которые, зачастую, не могут самостоятельно добраться до ближайшего храма. Мы служим на улицах, в домах. Стараемся посетить деревни, где уже нет храмов, в дни их престольных праздников. Также в Артёмово уже более 10 лет с целью духовно-патриотического воспитания молодежи проходят летние лагеря. Сюда прибывают не только ребята из Пушкинского благочиния, но и молодежь из Москвы, Дмитровского, Клинского и других районов Подмосковья. Останавливаются у нас и участники детских крестных ходов, которые направляются в Лавру.
– О. Феофан, что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?
– Хотелось бы пожелать всем читателям газеты «Православное Пушкино», во-первых, постоянства в духовной жизни — участие в таинствах Исповеди и Причастия, домашняя молитва и церковное богослужение принесут плоды только тогда, когда всё это совершается регулярно. Во-вторых, хочется пожелать всей пастве Пушкинского благочиния помощи Божией в деле возрождения святынь этого уголка Подмосковья. В свою очередь, я хотел бы обратиться к читателям газеты с просьбой об оказании помощи обездоленным лицам, нашедшим приют на нашем приходе, мужской одеждой и обувью, постельным бельём, лекарствами первой необходимости, особенно, продуктами питания. Также наша община будет безмерно благодарна всем, кто изыщет возможность собрать для военнослужащих воинских частей, которые мы окормляем, нательные кресты и иконы, пояса «Живый в помощи», молитвословы и Евангелия карманного формата, книги и диски духовной тематики. Это благое дело не только внесет значительную лепту в работу, проводимую нашим приходом, но и, несомненно, не останется у Господа без награды.
Беседовала Е. Зуева