Августовская икона Богородицы – свидетельство помощи Царицы Небесной Российским казакам (доклад игумена Феофана (Замесова) на ХХХII Рождественских чтениях 2024 года)

28 февраля 2008 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери. Оно совершается 14 сентября — в день церковного Новолетия.

В 2024 г. отмечается 110-летие начала Первой мировой войны и явления русским воинам Божией Матери под городом Августов (ныне территория северо-восточной Польши).

История создания этой иконы поразительна. Вначале Первой Мировой войны, зимой 1914 года, в Августовских лесах (ныне — на территории Польши) русская 10-я армия под командованием генерала Ф.В. Сиверса попала в окружение. Надежд на спасение почти не оставалось, и русскому воинству предстояли или унизительный плен, или геройская гибель. И вот в ночь перед решающим боем русские увидели в небе явление Царицы Небесной, которая в левой руке держала Богомладенца Христа, а правой указывала на запад. Сотни людей в благоговении опустились на колени при виде Божией Матери. Было ясно, что этим явлением Царица Небесная предрекает им скорую победу над превосходящими силами неприятеля. Утром русские войска пошли в атаку и в неравном бою нанесли немцам сокрушительное поражение.

Первое свидетельство об этом невероятном событии опубликовала газета «Биржевые ведомости». Небольшая заметка называлась — «Чудо».

Приведем её целиком:

«Исключительное по интересу письмо получено от генерала Ш., командующего отдельной частью на прусском театре военных действий. Написал он 18 сентября, почти накануне битвы под Августовом. Приводим из него выдержку буквально: «…После нашего отступления наш офицер с целым полуэскадроном видел видение. Они только расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божию Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой Она указывает на запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и исчезло…»

Заметка появилась в печати 25 сентября, когда Августовская наступательная операция уже во всю шла. Император Николай II в это время находился на фронте. Вернувшись после победы в Царское село он, судя по всему, прочитал статью, вызвал обер-прокурора Святейшего Синода В. К. Саблера и поручил ему инициировать расследование этого чуда. Владимир Карлович в свою очередь поручил исследовать явление отцу Георгию Шавельскому, протопресвитеру армии и флота.

Прошло чуть больше месяца, как появилось ещё одно, на этот раз уже не анонимное, свидетельствоот известного на всю Россию отца Иоанна Стратановича, полкового священника Лейб-Гварди Кирасирского Её Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны полка, «боевого» протоиерея, прославившегося героизмом в русско-японскую войну 1904-1905 гг, кавалера ордена Св. Анны 3-й степени с мечами.

Отец Иоанн написал следующее: «1 сентября 1914 года, в 11 часов ночи, обоз второго разряда Бригады лейб-гвардии Кирасир Его и Её Императорских Величеств, находившихся близ города Мариамполь, внезапно был застигнут немцами: получено было донесение, что неприятель на автомобилях с пулемётами и пушками находится вблизи, на шоссе. Не надеясь отразить врага своими силами, многие из воинов обратились с молением о помощи к Державной Заступнице, крепкой в бранях Помощнице. И что же? Матерь Божия услышала молитву их. Воины увидели на небе необыкновенно яркую звезду, из которой постепенно образовалось сияние из маленьких звёзд и чудный образ Богоматери с Предвечным Младенцем, причём Божия Матерь рукой указывала на запад. Кирасиры пригласили из квартиры офицера, поручика Зернец… С живым благоговением все воины взирали на чудное явление, продолжавшееся около получаса, и призывали на помощь Матерь Божию. Когда видение исчезло, на месте явления воссияла та же яркая звезда. После этого общей радости не было предела: неприятеля уже не оказалось и обоз благополучно совершал дальнейшее следование»

Город Мариамполь (ныне Мариямполе в Литве) находится в 80 км. от Августова, так что отчет отца Иоанна не противоречит заметке Биржевых новостей. К слову этот литовский город назван в честь Божией Матери (Мариамполь — «город Марии»), так что явление Богородицы именно в его окрестностях также вряд ли случайно.

Первые изображения Царицы Небесной в Прусском небе вышли из типографии Марфо-Мариинской обители, т.е. по благословению вел. кн. Елизаветы Федоровны Романовой. Будущая преподобномученица явно была одной из первых осведомлена о случившемся под Августовом по семейным каналам.
       Видели Богородицу и донские казаки, воевавшие на Северо-Западном фронте. Их имена, к сожалению, без фамилий, запечатлены на чудом сохранившихся до наших дней иконах. Многие годы они бережно хранились на Дону, в среднем его течении, в казачьих станицах, на хуторах. В последние годы некоторые из них были возвращены Церкви их хранительницами-казачками и вновь радуют сердца прихожан и паломников.
       Вот как рассказывала о явлении Богородицы со слов тех самых казаков, что были на фронте, Артемова Анна Иосифовна, 1877 года рождения (рассказ был записан в 2005 году со слов ее внучки Валентины Михайловны Журавлевой, и ныне живущей на хуторе Клецко-Почтовском):


       «Наши казаки попали в окружение. Были в темном лесу, ничего не видно. Они стали сильно молиться. И вдруг перед ними осветилось облако, и вышла Божия Матерь. Она рукой показала им путь, как выйти из леса, и скрылась опять в темноте. Казаки после видения такого забыли, в какую сторону Божия Матерь показала выход. Тогда они оседлали коней, отпустили поводья, и сами кони повернули и пошли потихоньку. И вышли из леса, из окружения. И пришли домой живыми казаки».

Надо понимать, конечно, этот рассказ как благоче­стивое предание. Реальное событие, естественно, сле­дует рассматривать на основании свидетельств очевид­цев. И, тем не менее, в этом бесхитростном рассказе для нас важны два момента — то, что казаки «сильно молились» в опасной ситуации, и то, что они были в лесу. На большинстве икон и открыток, изображающих явление в небе Царицы Небесной, как правило, пока­зано расположение предстоящих воинов именно в лесу. Основой каждого предания служит всегда действитель­ный исторический факт. За прошедшие с тех пор 100 с лишним лет, этот факт, живя в устах народа, безуслов­но, мог подвергнуться некоторым искажениям, но ско­рее всего, незначительным.Что же касается крепости веры воинов-казаков, то тут сомневаться не приходится.

До наших дней сохранились несколько списков Августовской иконы Божией Матери, один из них хранился на хуторе Клецко-Почтовском

По описаниям современников икона выглядила так:

Высота иконы —107 сантиметров, ширина —70 сан­тиметров. Выполнена она предположительно маслом. Точное место написания иконы до сих пор достоверно неизвестно. Имеются два предположения: иконописец трудился в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре или в одной из московских обителей.В нижней части иконы надпись: «Сия икона соору­жена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии и спасении воинов…» И далее, указаны име­на 52 казаков и дата —12 ноября 1915 года.Приведен полный перечень имен казаков — свиде­телей чуда:«…О здравии и спасении воинов Василия, Семеона, Иоанна, Евсевия, Стефана, Иоанна, Василия, Александ­ра, Иоанна, Алексия, Иоанна, Василия, Иоанна, Сергия, Андрея, Александра, Феодора, Стефана, Сергия, Феодора, Иоанна, Тихона, Николая, Петра, Тихона, Петра, Иоан­на, Власия, Алексия, Александра, Иоанна, Трофима, Макария, Иоанна, Василия, Исаака, Петра, Кириака, Иоанна, Александра, Иоанна, Максима, Петра, Феодора, Тихона, Трофима, Александра, Павла, Василия, Николая, Даниила, Павла».

Есть все основания предполагать, что Богородицу видели не только казаки с хутора Клецко-Почтовского,но и их земляки — казаки, призванные на воинскую службу из других станиц и хуторов. Дело в том, что именно в этих донских краях сохранилось несколько икон Божией Матери, подобных той, что находится сейчас в Кременско-Вознесенском монастыре. Весьма характерна надпись в нижней части иконы, находя­щейся в одном из храмов на Дону:

«Сия икона сооруже­на иждивением казачек станицы Ново-Александровской о здравии и спасении воинов Андрея, Домиана и Никифора. 1914—1915 годы».

На обеих Авгу­стовских иконах Божией Матери, имеющих схожие надписи, несомненно, отображено одно и то же со­бытие.

Процесс написания Августовских икон прекратился вскоре после революции в силу наступившей эпохи воинственного атеизма нового правительства России. О массовости почитания данного Образа Божией Матери в то время свидетельствуют достаточно многочисленные сохранившиеся образы в православных храмах России, Белоруссии, Украины и Польши (и это с учетом того, что значительное число таких икон было уничтожено богоборцами). Об этом же свидетельствуют сохранившиеся листовки и цветные литографии с изображением явления Богородицы войскам, которые миллионными тиражами распространялись в народе до 1917 года.

28 июля 2010 г., в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, небесного покровителя Внутренних войск  России, было получено благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на создание правого бокового придела в честь Августовской иконы Божией Матери (устное благословение было получено гораздо ранее). В воинском храме святого благоверного князя Александра Невского 21 ОБрОН ВВ МВД России (ныне Софринская бригада Войск Нациальной Гвардии России) этот престол стал первым из посвящённых этой святыне. Во время пребывания личного состава в одной из служебно-боевых командировок в пункте временной дислокации Софринской Бригады находилась временная походная часовня в Честь Августовского образа.

Здесь же пребывает старинная храмовая икона «Августовская», написанная маслом и имеющая высоту 53 см, ширину — 42 см. Образ был найден в г. Екатеринбурге и выкуплен из антикварного салона в 2011 г. православной общиной. Подлинность ее подтверждается сертификатом Министерства культуры России.

Икона пользуется почитанием не только у воинов Софринской бригады, но и у военнослужащих других войсковых подразделений. По традиции в помощь и благословение на прохождение армейской службы каждый новобранец получает от полкового священника образ Августовской иконы карманного размера.

Создание престола в честь последней воинской иконы Российской Империи в одном из храмов Московской епархии стало особенно важным в преддверии великой трагической даты, которую в 2014 году отмечало наше Отечество, — 100-летие с начала Первой Мировой войны.

 14 сентября в день памяти этой святыни на торжественное богослужение, совершаемое по этому случаю, в храме Софринской Бригады, всегда собираются представители казачества, по праву считающие Августовскую икону своей Покровительницей.