Статья из журнала «Русский инок», где есть упоминание про Августовскую икону Божией Матери. Такой старинный образ пребывает у нас в Александро-Невском храме Софринской бригады п. Ашукино, каждую субботу около 10:00 в храме читается акафист Августовской иконе.
Человек в трудную минуту зовет на помощь родную матушку. Русские люди в тяжкую годину призывают Матерь Божию. Вся российская история подтверждает, что упование на помощь Небесной Заступницы не бывает напрасной. Неудивительно, что православные считают Русь уделом Пресвятой Богородицы. Когда русский народ возлагает упование на свою Взбранную Воеводу от всего сердца, тогда силы возрастают, приходит воодушевление, безстрашие готовность душу свою положить за родное Отечество. А если человеческих усилий не хватает, тогда заступает Сила Божия. Все важнейшие переломные события отечественной истории происходили под сенью образов Спасителя и Богорордицы. В житии благоверного князя Андрея Боголюбского приводится рассказ о походе на волжских булгар в 1164 году. Пред войском несли хоругви, Животворящий крест и чудотворную икону Владимирскую. Поход был успешным. Пленники освобождены, угроза набегов устранена.
На Куликовом поле, где впервые собралась общерусская рать во главе с князем Димитрием, чтобы сбросить ордынское иго, велико было упование на помощь Божию. Велико было мужество русских ратников в битве на Дону. Значима была и победа, приблизившая час освобождения. С тех пор икона Богородицы, принесенная на битву донскими казаками, пред которой молился князь Димитрий и все воинство, стала именоваться Донской.
В 1395 году над Русью нависла смертельная опасность. Полчища Тимура (Тамерлана), уже завоевавшие Среднюю Азию, Кавказ и Персию, вторглись в русские пределы и захватили Елец. Москва, недавно разоренная ордынцами и потерявшая множество воинов в борьбе с Мамаем не имела сил противостоять вторжению. Тогда русские люди обратили свою мольбу о спасении к Богородице, Крестный ход с чудотворной Владимирской иконой двинулся из Владимира навстречу врагу. В день встречи иконы в Москве Тимур неожиданно повернул свои войска и увел их в южные степи. Русская земля была спасена от погрома, а разоритель Москвы хан Тохтамыш был разбит войсками Тимура. В 1480 году пришло время окончательного избавления от ордынского ига. Хан Ахмат (Ахмет), разгневанный непокорностью князя Ивана III, выступил со всем своим войском, но был встречен общерусской ратью на реке Угре. В русском стане находилась Владимирская икона Божией Матери, перед которой непрестанно совершались молебны. Ордынцы так и не решились атаковать русичей, несмотря на обещанную поддержку польского короля Казимира. В свою очередь, обходной маневр, предпринятый русскими и союзными нам тогда крымскими татарами, обратил золотоордынцев в бегство. Наступил освобождения Руси! Река Угра с тех пор стала называться «Поясом Богородицы»
В 1591 году новая опасность нависла над Русью. Огромные орды крымского хана Казы Гирея подступили к самой Москве и уже стояли на Воробьевых горах. Для ободрения защитников города Царь Федор Иоаннович повелел вынести к ним чудотворную Донскою икону.
Крестный ход с этой иконой прошел по всем стенам Москвы, а затем её торжественно поставили в походной церкви. Все попытки крымчаков овладеть городом были отбиты. Неожиданно хан в панике поспешно отступил, бросая по дороге все награбленное. Это был последний набег крымских татар, когда им удалось дойти до Москвы, Смутные годы начала XVII века довели страну до края гибели. От безысходности население присягнуло польскому королевичу Владиславу, в Кремле хозяйничали поляки, первое ополчение распалось. Новое народное ополчение, собиравшееся в Нижнем Новгороде восприняло Казанскую икону как духовную предводительницу. Накануне штурма Кремля в рядах русского ополчения был объявлен трехдневный пост и сугубая молитва перед Казанским образом Богородицы. 22 октября 1612 ополченцы Минина и Пожарского штурмом овладели Китай-городом и спустя два дня освободили Кремль.
В начале XVIII века шведская корона распространила свое господство по всему северу Европы и намеревалась покончить с Россией, стоявшей на пути ее победного марша. Под Полтавой решалась судьба России и всей Европы. В войска была принесена из Каплуновки местночтимая икона Божией Матери, именуемая Каплуновская. Накануне сражения этой иконой благославляли коленопреклоненных воинов. Царь Петр неоднократно молился перед ней, испрашивая благословения и победы. Баталия была выиграна, а непобедимая шведская армия нашла свое последнее убежище в русской земле. Грозная шведская держава отныне не посягала на русские владения. Решающее сражение Отечественной войны 1812 года произошло на Бородинском поле. Русские войска, уходя из Смоленска забрали с собой Смоленскую икону Богоматери. Перед судьбоносной битвой «Матушку Смоленскую» пронесли перед полками и верховный главнокомандующий М.И. Кутузов преклонив пред ней колена, молил о Заступлении. Жестокая кровопролитная битва предопределила весь последующий ход войны, в которой властитель Европы Наполеон схоронил военную армаду из «двунадесяти язык» на необъятных и непокоренных российских просторах. Впоследствии трофеи разгромленных французов были положены в Казанском соборе Петербурга, рядом с местом упокоения полководца Кутузова.
Освоение необозримых и глухих сибирских земель вплоть до самых берегов Великого океана происходило с благословением Царицы Небесной.
В далекой крепости Албазин на Амуре икона, именуемая «Слово плоть бысть», укрепляла духом русских воинов-первопроходцев при китайских набегах и помогала уживаться с местными (туземными) народами. В 1900 году китайцы осадили Благовещенском храме непрерывно шла служба и читались акафисты. По заступничеству Богородицы удалось отогнать неприятеля от города. Ещё до начала русско-японской войны для поддержания духа защитников Порт-Артура была написана икона Божией Матери. Эта икона, созданная на народные деньги, была доставлена из Киево-Печерской Лавры во Владивосток в 1904 году. Но все попытки перевезти ее в Порт-Артур оказались неудачными. Духовная святыня так и не достигла осажденного гарнизона-город был сдан. Лишь в конце XX века копия Порт-Артурской иконы была доставлена в город, где была совершена заупокойная литургия по погибшим воинам. В 1914 году у города Августов Сувалкской губернии Российской империи (ныне территория Польши) произошло удивительное явление. По рассказам солдат Царскосельского кирасирского полка в ночь с 7 на 8 сентября они увидели на небе Божию Матерь с Младенцем. Правая рука Ее указывала на запад. Последовавшее затем сражение ознаменовалось победой русского оружия. В этом бою ни один из свидетелей чудного явления не погиб. Через два года Святейший Синод «признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам..»
По месту явления икона стала именоваться Августовской.
В последние годы стали известны свидетельства о небесном заступничества за Россию и ее воинство во время Великой Отечественной войны. При подходе немецких войск к Ленинграду Казанская икона Божией Матери была обнесена вокруг города на Неве. И произошло удивительное. Гитлер приказал остановить танки. Враг так и не преступил невидимую границу, намеченную крестным ходом.
Позже Казанскую икону перевезли в Богоявленский собор Московского Кремля, а затем в Сталинград. И вновь врагу не удалось захватить город.
Согласно рассказу летчика А.Е. Голованова (впоследствии маршала авиации) 8 декабря 1941 года был совершен облет вокруг Москвы с чудотворным образом Богоматери Тихвинской. Враг был остановлен на подступах к столице.
Сохранились рассказы очевидцев о явлении Божией Матери в небе Восточной Пруссии в конце войны под стенами Кенигсберга. Вскоре неприступный город-крепость был захвачен нашими солдатами.
Все эти свидетельства говорят о том, что и в послеворюцеонное время сохранилось заступничество Божией Матери за Россию, и что эти годы нельзя называть безбожными. Правильнее говорить о безбожных властителях советского времени.
Русский человек в благодарность за помощь Божию и заступление в тяжкую годину воздвигал храмы и строил монастыри. В честь Куликовской победы были построены: Гергиевская церковь в Коломенском (основанная, по преданию, самим Димитрием Донским), церковь Всех святых на Кулишках (в память всех павших на Куликовом поле), храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (где похоронены иноки-воины Пересвет и Осляба), кремлевская церковь Рождества Богородицы на Сенях (древнейшая сохранившаяся в Москве), а также московский Рождественский монастырь в ознаменование куликовской победы, одержанной в день Рождества Матери Божией.
Благодарственным памятником чудесного спасения Москвы от нашествия Тимура стал Сретенский монастырь, основанный на месте встречи чудотворной Владимирской иконы.
В честь победы над татарским царевичем, по имени Мазовша, в июле 1451 года в Кремле был построен домовый митрополичий храм Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.
Часовня (впоследствии церковь) преподобного Феодора Студита была построена у Никитских ворот в память о «стоянии на Угре»
Архитектурное чудо — Покровский собор на Рву (более известный как храм Василия Блаженного), был возведен на Красной площади в память о взятии Казани.
На другой стороне главной плащади страны был построен Казанский собор, в напоминание об освобождении