Ещё несколько лет назад большинство россиян не проявляли особого интереса к событиям Великой Отечественной войны – ну разве что 9 мая цепляли, куда придётся, георгиевские ленточки да поднимали «За Победу!» рюмахи. Сегодня, на фоне драматических событий на Украине, где к власти пришли откровенные нацисты, многие пытаются понять: как это могло произойти в недавно братской стране? Увы, украинцы сдали свои позиции откровенным бандеровцам, забыв свою Историю. Что делать, чтобы подобного не произошло у нас?Ответ может быть один –Любить и Помнить!
26 июля в поселке Ашукино Пушкинского района Московской области состоится церемония открытия памятника, посвящённого бойцам и командирам 256–й стрелковой Нарвской Краснознаменной дивизии. Дата выбрана неслучайно: 70 лет назад именно в этот день в 1944 году произошло освобождение г.Нарвы частями краснознаменного соединения.
Помимо представителей администрации, местных жителей, духовенства, учащихся и ветеранов, в мемориальном мероприятиипримут участие и военнослужащие, дислоцированной здесь 21-й оперативной бригады ВВ МВД России. Случайностей тут быть не может: именно на месте этой части летом 41-го формировалась та самая дивизия, костяк которой составили 1500 воинов войск НКВД. Что же было дальше?
По окончании формированиядивизия (первый командир — генерал-майор Иванов С.А.), войдя в состав 22–й армии, перебрасывается под Новгород, где занимает свой первый рубеж обороны в верховьях реки Ловать. Но, не успев толком закрепиться, под натиском врага, она с боями отходит в юго-восточном направлении и в начале сентября 1941 года занимает район юго-восточнее посёлка Пено Калининской области. На некоторое время штаб дивизии даже теряет управление войсками, но положение вскоре восстановлено и в конце сентября — начале октября 1941 года, части соединения проводит ряд успешных контратак юго-восточнее Пено, удерживая всеми силами противника на своём участке фронта.
Однако, решением командования фронта 12.10.1941 остатки дивизии отводятся в Калинин. В полках к тому времени насчитывалось в среднем по 800 человек, поэтому части дивизии включены в «группу Ватутина», которая и обороняла город на Волге. Действуя в её составе, части соединения 22—23 октября наносят ощутимый урон подразделениям 1-й танковой дивизии вермахта, прорвавшей нашу оборону в районе Медного. Потери противника до 1000 человек, 200 мотоциклов, до 30 танков, 15 орудий, множество автомашин и другой техники. Однако немцам удаётся овладеть инициативой и части дивизии, истекая кровью, отступают за Волгу. Здесь они держат оборону вплоть до начала декабря 41-го.
05.12.1941 около 3 часов ночи дивизия в составе войск Калининского фронта начала контрнаступление и 15.12.1941 её части первыми ворвались в Калинин. По окончании операции дивизия развивая наступление, освободила ряд населённых пунктов в Смоленской области, а затем ненадолго была выведена в резерв фронта.
После переформирования дивизия (командир — полковник Поплавский С.Г.) вошла в состав 39-й армии и принимала участие в кровопролитной Ржевской битве, где в течение полугода, участвует в ожесточенных боях с противником в районе Белого, Сычевки. К лету 1942-го части соединения оказались в окружении, но сумели вырваться из котла. При этом дивизия понесла большие потери, был в частности смертельно ранен и исполняющий обязанности комдива подполковник Елисеев.
Практически зановодивизия была сформирована в Череповце Вологодской области, откуда в сентябре 1942 года её направили на Волховский фронт, где она вошла в состав вновь сформированной 2-й ударной армии. Новым командиром соединения стал полковник Барабошкин А.П. Однако на учениях с боевой стрельбой, на которых присутствовал Маршал Советского Союза Ворошилов К.Е., комдив был тяжело ранен и дивизию принял полковник Фетисов Ф.К.
Готовясь к упорным боям по деблокаде города на Неве, воины 256-й дивизии направили к героическим жителям осаждённого городаобращение: «Мы идем к тебе, многострадальный Ленинград! В наших сердцах горит неугасаемая жажда мести. Мы отомстим за все – за каждый твой разбитый дом, разрушенные памятники искусства, за каждую бомбу и снаряд, разорвавшийся на твоих улицах, за каждого убитого и умершего от голода старика и ребенка… Отомстим за все! Клянемся в этом! Мы будем идти только вперед! Другого пути у нас нет! Смерть или победа! Мы клянемся тебе, Ленинград: только победа!». Воины дивизии выполнили своё обещание, освободив в частности пригородные станции северной столицы: Подгорная и Синявино.18 января 1943 года блокада была прорвана. За участие в прорыве блокады дивизия была награждена орденом Боевого Красного Знамени.
В начале февраля 1943 года она в течение десяти дней вела боевые действия в районе Карбусели, нанося противнику большие потери. В июле 1943 года личный состав соединения участвует в Мгинской операции и в тяжелых боях овладевает сильно укрепленным пунктом Поречье. Вместо убывшего генерал-майора Фетисова Ф.К., командование дивизией принял полковник Козиев А.Г.
C января 1944 части 256-й дивизии участвует в Новгородско-Лужской операции, наступая через Уваров, Менюши и Остров. Развивая наступление, в начале февраля 1944 года части дивизии оказалась в окружении и в течение 12 дней сражалась месте с партизанами в тылу противника. 15.02.1944 в результате совместной операции окруженные части соединилась с основными силами.
Восстановив боеспособность, в марте 1944 года дивизия была переброшена под Нарву, которую и освобождает в ходе тяжёлых наступательных боёв. За взятие эстонского города дивизия получила почетное наименование Нарвская. После доформирования она передаётся в 42-ю армию и принимает участие в боях заосвобождении Латвии.
В апреле 1945 года дивизия была переброшена в Румынию для выполнения специальной задачи, где и встретила долгожданный день Победы – 9 мая.
15 октября 1945 года в городе Белицы Молдавской ССР 256-я стрелковая Нарвская Краснознаменная дивизия была расформирована. Боевое Знамя передано на вечное хранение в Центральный музей Вооруженных Сил СССР.
После того, как часть прекратила своё существование, ветераны 256-ой дивизии ежегодно собирались в бригаде. На стене прежнего штаба соединения была памятная доска, которая свидетельствовала о том, что дивизия является предшественницей оперативной бригады. Хоть её и принято называть Софринской, находится она всё же в значительной степени на территории Ашукинского городского поселения, где на территории мемориального комплекса, посвящённого погибшим военнослужащим 21-й бригады, и состоится открытие памятника, который создан силами общины Александро-Невского храма Софринской Бригады и её духовником игуменом Феофаном (Замесовым).